Воспитание экологической культуры

Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой. 

Задачи: 

  1. Обеспечить присвоение эколого-культурных ценностей своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности.
  2. Сформировать умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.
  3. Обеспечить понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека.
  4. Развивать представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления.
  5. Развивать способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека.
  6. Обеспечить опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность.
  7. Обеспечить осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития.
  8. Развивать знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
  9. Обеспечить овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения.
  10. Осуществлять профессиональную ориентацию с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
  11. Развивать экологическую грамотность родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности.

Виды деятельности 

  1. Учатся экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде: организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных (в процессе участия в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности).
  2. Участвуют в проведении экологических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю. Ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях.
  3. Участвуют в практической природоохранительной деятельности, в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создании и реализации коллективных природоохранных проектов.
  4. Участвуют на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций, мероприятиях, проводимых общественными экологическими организациями.
  5. Проводят школьный экологический мониторинг.

Планируемые результаты 

  1. Ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников.
  2. Осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности.
  3. Начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни.
  4. Умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.
  5. Знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами.
  6. Знание основных социальных моделей, правил экологического поведения.
  7. Знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья.
  8. Знание традиций нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.
  9. Знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений, умение выделять ценность экологической культуры
  10. Умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах.
  11. Умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение.
  12. Знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека.
  13. Отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях.
  14. Формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы.
  15. Овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем.
  16. Опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и путей их решения.